KakNauchit.ru  
 
 
 
Главная arrow Методика начального обучения
загрузка...
Задачи и содержание методики обучения

Научные исследования в области методики опираются на целенаправленное наблюдение и на эксперимент. То и другое предполагает проверку полученных результатов, их анализ и теоретические обобщения, на основе которых устанавливаются методические закономерности. Повседневные наблюдения на уроках математики могут проводиться самим учителем, администрацией школы, а также методистами и научными работниками. Большое внимание привлекают к себе школы передового опыта, в которых лучшие методы обучения, выявленные в результате наблюдений за рядом уроков различных учителей, передаются группе педагогов, посещающих эти школы.

Продолжение...
 
Методы научного исследования методики обучения. Методический эксперимент.

Наблюдение процесса обучения в школе и изучение передового опыта учителей-новаторов являются ценными средствами для раскрытия методических закономерностей в обучении математике. Но эти средства оказываются недостаточными, когда ставится задача отыскать более тонкие закономерности, обнаружить более сложные зависимости между методами обучения и их результатами, особенно тогда, когда возникает необходимость обновления или существенного изменения содержания, методов и форм обучения.

Продолжение...
 
Методы научного исследования методики обучения. Дополнительные методы..

Дополнительным методом научного исследования, используемым в методике математики, является регулярное изучение состояния знаний и навыков учеников с помощью письменных контрольных работ, проводимых в определенные сроки в массовой школе.

Продолжение...
 
Разработка методов и приемов начального обучения

В разработке методов и приемов начального обучения математике первостепенное значение имеет, как сказано выше, опыт творческой работы советского учительства и данные современных экспериментальных исследований. Но советская методическая наука и школьная практика пользуются не только современным опытом и теоретическими обобщениями, сделанными на его основе, они используют и методическое наследство, которое досталось нам от дореволюционного прошлого.

Продолжение...
 
Связь методики начального обучения с другими науками

Методологической основой любой науки ,а следовательно, и методики обучения в школе является марксистско-ленинская теория познания, которая рассматривает познание как диалектически развивающийся процесс. Есть замечательно глубокая формула, выражающая сущность этого процесса, его стадии и ступени, показал те формы, в которых совершается отражение действительности на каждой ступени познания объективной истины. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности».

Продолжение...
 
Методика начального обучения. Переход от абстрактного мышления к практическому.

При переходе от абстрактного мышления к практике ученикам начальной школы приходится преодолевать значительные трудности. Однако опыт показывает, что эти трудности преодолимы при условии использования соответствующих методов обучения.

В полном соответствии с теорией познания находится учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Согласно этому учению связь человека с внешним миром и познание этого мира происходят при помощи первой и второй сигнальных систем.

Продолжение...
 
Методика начального обучения. Связь с дидактикой и педагогической психологией

Методика начального обучения математике тесно связана с дидактикой и с педагогической психологией.

Дидактика излагает принципы обучения. В процессе обучения математике нужно соблюдать принцип научности и систематичности обучения, связь теории с практикой., принцип сознательности и активности, наглядности и доступности, индивидуально-то подхода к учащимся в условиях коллективной работы с классом.

Продолжение...
 
История развития методики обучения арифметике

В России первая общеобразовательная школа — «школа математических и навигацких наук» — была открыта на пороге XVIII в. В нее принимали подростков и юношей от 13 до 18 лет. Так как они далеко не все умели читать и считать, то были открыты два начальных класса, в которых учили читать, писать и считать. Это была не столько начальная школа, сколько школа по обучению неграмотных. Поэтому не было необходимости приспособлять курс арифметики к детскому возрасту. Курс этот, составленный Л. Ф. Магницким под названием «Арифметика, сиречь наука числительная», был на высоте требований того времени, хотя и носил, как это было естественно в тех условиях, сугубо догматический характер. Чтобы овладеть его содержанием, приходилось в основном опираться на память. Даже решение задач давалось в готовом виде с расчетом на простое заучивание.

Продолжение...
 
История развития методики обучения арифметике. Руководство Гурьева

Значительный шаг вперед в этом направлении сделал П. С. Гурьев, преподаватель Гатчинского воспитательного дома, реорганизованного в 1837 г. в Гатчинский сиротский институт.

Часть первая «Руководства» Гурьева состоит из трех разделов:

«Первая степень» (действия над числами от одного до десяти), «Вторая степень» (действия над числами от одного до ста) и «Третья степень» (действия над целыми числами вообще). Слово «степень» равнозначно в нашем понимании слову «ступень». Число страниц на каждый раздел книги (40, 74 и 108) вполне соответствует удельному весу каждой ступени в начальном курсе.

Продолжение...
 
История развития методики обучения арифметике. От Латышева к Гольденбергу.

Позднее В. А. Латышев, продолжая путь, намеченный П. С. Гурьевым, подчеркивает большое значение арифметической теории в системе математического образования, необходимость уделять внимание «понятиям о числах и о действиях над различного рода числами (целыми числами, обыкновенными и десятичными дробями)».

В. А. Латышев является своего рода промежуточным звеном между П. С. Гурьевым и А. И. Гольденбергом, который не только подкрепил новыми доводами ту систему обучения, которую наметили его предшественники, но разработал на основе этой системы отличные задачники, вытеснившие многократно переиздававшиеся задачники Евтушевского.

Продолжение...
 
История развития методики обучения арифметике. Понятие натурального числа.

Со времен П. С. Гурьева, как мы показали, методика начального обучения арифметике в основном учитывает в работе с детьми требования теории .действий, обосновывая соответствующие приемы с точки зрения дидактики и психологии. Однако этим не исчерпывается роль арифметической теории при разработке методики преподавания арифметики. Арифметические действия производятся над числами. Не опираясь на достаточно полное раскрытие понятия натурального числа, нельзя правильно построить методику преподавания арифметики.

Продолжение...
 
Исторические данные о включении геометрии в начальное обучение математике

Наряду с измерением величин в начальный курс математики включаются не только геометрические измерения, но и некоторые элементы геометрии формы. Первые попытки включения геометрического материала в начальный курс относятся к концу XVIII в. Попытки эти не были реализованы. Лишь во второй половине XIX в. начинает обсуждаться вопрос о введении пропедевтического курса геометрии в среднюю школу. Как мы видим, речь идет по-прежнему не о начальной школе, в которой дело фактически ограничивалось знакомством с действия ми над именованными числами.

Продолжение...
 
Арифметика и начальное обучение. Научное экспериментирование.

Несмотря на большой пройденный путь, методика арифметики долгое время оставалась на положении чисто эмпирической науки. Подняться до уровня строго научной дисциплины ей мешало отсутствие научного экспериментирования по вопросам содержания и методов обучения. Этот недостаток еще в дореволюционные годы был замечен известным методистом К. Ф. Лебединцевым. Он писал; «До последнего времени методика арифметики шла вперед и развивалась чисто эмпирическим путем. Методика арифметики должна исходить из данных, добытых точным наблюдением и опытом, доступным всестороннему контролю и проверке; иначе говоря, в помощь и на смену чисто эмпирическому способу установления истин методики арифметики должен прийти способ экспериментальный» (К. Ф. Лебединцев, Методы обучения математике в старой и новой школе, М., 1914).

Продолжение...
 
Что новенького




Кто на сайте
Реклама
 

© 2009 - 2010 KakNauchit.ru
Использование материалов сайта разрешается только
при наличии письменного разрешения администрации сайта
KakNauchit.ru