KakNauchit.ru  
 
 
 
Главная arrow Психологические основы обучения
загрузка...

Как сделать обучение начальной математике более успешным, достигнув в более короткий срок полноценного усвоения материала? Этому должно помочь соблюдение дидактических принципов, которые Сформулированы на основе многовекового опыта обучения. Эти принципы отражают определенные закономерности процессов усвоения знаний и выработки умений и навыков. Вот почему многие из них( например , принципы сознательности , наглядности и др. ) ,выдвинутые педагогами разных стран в различные эпохи, не «стареют», но теряют своего значения до настоящего времени.

Имеете с тем содержание этих принципов изменяется в зависимости от целей и условий обучения.

Учителю необходимо отдавать себе ясный отчет в том, какими принципами он руководствуется в своей работе, какие закономерности учения эти принципы отражают, что нового должно быть внесено в понимание их на данном этапе развития российской школы.



Содержание основных дидактических принципов и связь между ними

Нередко требования к обучению формулируются следующим образом: нужно обучать так, чтобы усвоение было сознательным, активным, чтобы оно было связано с жизнью. И соответствии с этим выдвигаются и раздельные принципы обучения: сознательности, активности и связь с жизнью. Но, раскрыв психологические закономерности, которые скрываются за этими требованиями, можно убедиться, что эти принципы неразрывно связаны друг с другом: один в качестве необходимого условия предполагает два других, и ведущее место занимает принцип связи с жизнью. В самом деле, усвоить сознательно — это значит понимать, как использовать то, что усваивается, в жизни, каковы возможности применения полученных знаний в практической деятельности. Таким образом, принцип связи обучения с жизнью непосредственно определяет содержание принципа сознательности, а последний, и свою очередь, неотделим от принципа активности, поскольку полная сознательность усвоения может быть достигнута учеником только при условии, если он не пассивно воспринимает новый материал, а активно оперирует им.

Продолжение...
 
Содержание основных дидактических принципов. Активизация учения.

Итак, мы теперь можем кратко охарактеризовать, что означает «активизировать учение» и что для этого необходимо.

Для того чтобы младший школьник мог быть активным в процессе учения, необходимо во-первых, обеспечить ему широкую возможность для проявления самостоятельности в учебной работе, во-вторых, научить его эффективным методам и приемам самостоятельной работы, в-третьих, пробудить в нем стремление к самостоятельности, сделав для него самого жизненно важным его самостоятельный творческий подход к решению учебных задач.

Продолжение...
 
Связь между анализом и синтезом в процессе усвоения арифметики

Усваивая арифметические понятия и законы, решая примеры и задачи, школьники постоянно выполняют основные умственные операции — анализ и синтез. Ни одно понятие не может быть сформировано у школьников без осуществления анализа и синтеза.

Большое значение при этом имеет полнота анализа. Неполный анализ неизбежно обусловливает и ошибочный синтез, что особенно ярко проявляется при решении арифметических задач.

Продолжение...
 
Условия формирования правильных обобщений

В математике дети сталкиваются с необходимостью выделять существенные свойства, присущие целому ряду фактов и явлений, и обобщать их, формулируя соответствующие понятия и законы.

Рассмотрим, как обеспечить формирование правильных обобщений.

Продолжение...
 
Формирование правильных обобщений. Практическое применение.

Учитель располагает в отношении формирования правильных обобщений богатым источником для очень ценных упражнений. Он может предлагать школьникам заменять наименования предметов счета при выполнении одной и той же числовой операции, чертить фигуры разной величины и с различным соотношением сторон, составлять задачи на какое-либо арифметическое действие, используя в условии различные глаголы и т. п. Большое значение имеет также употребление учениками в речи не только существенных признаков понятия (или принципа), но и несущественных.

Продолжение...
 
Формирование правильных обобщений. Ошибки и как от них избавиться.

Значительная часть ошибок, какие делают школьники при обучении арифметике, проистекает именно от того, что они не умеют сравнивать и действуют по аналогии (при решении примеров и задач) в тех случаях, где требуется изменение способа действия и, наоборот, не используют известных им способов там, где это необходимо, поскольку они не уловили сходного.

Продолжение...
 
Конкретное и абстрактное мышление в процессе усвоения и применения знаний

Овладение понятиями невозможно без выделения одних свойств и отвлечения от других. Причем обобщение и отвлечение совершаются вместе, в неразрывной связи друг с другом.

Но в учебной практике очень важное значение имеет и другой вид отвлечения, который осуществляется в процессе применения полученных знаний к решению задач, когда от школьника требуется найти уже известное ему понятие в новых для него условиях, когда ему нужно, узнать в данной арифметической задаче изученный ранее тип, выделить существенные особенности ее математической структуры, отбросив те несущественные признаки, которые затемняют или маскируют особенности изученного типа. Здесь мы имеем дело со вторым видом отвлечения, который приобретает значение самостоятельного процесса, поскольку он происходит отдельно от обобщения. Обобщение уже сформировалось, нужно только найти этот общий принцип,, вычленив его в новых конкретных условиях.

Продолжение...
 
Мышление в процессе обучения. Принцип наглядности. Ошибки.

Необходимо обратить внимание еще на одну сторону принципа наглядности, на которую до сих пор мало обращалось внимания при обучении арифметике: далеко не всегда применение наглядности может быть полезным в процессе обучения. Нередко мы сталкиваемся в школьной практике с неправильным использованием наглядности, когда она применяется там, где этого совсем не требуется, а иногда наглядность может играть даже отрицательную роль, уводя мысль ученика в сторону от поставленной задачи. Подобных фактов можно привести немало.

Продолжение...
 
Формирование у школьников умения самостоятельно решать учебные задачи

Одно из наиболее существенных условий развития таких умений — это организация обучения как процесса постановки перед учащимися задач (проблем), которые они должны решать в значительной мере самостоятельно. В процессе обучения, построенном таким образом, большое значение приобретает применение знаний учащимися. При этом знания применяются в двух видах: первый вид осуществляется тогда, когда перед учеником ставится задача усвоить новый материал (понятие, правило, свойство действия и др.). В этом случае ученик, решая определенные задачи, на основе собственного опыта усваивает, какие признаки входят в то или иное понятие, какие черты характеризуют изучаемое арифметическое свойство. Применение знаний в этом случае подчинено задаче усвоения знаний, являясь одним из важнейших средств усвоения.

Продолжение...
 
Поиск эффективных методов решения. Примеры.

Проиллюстрируем поиск эффективных методов решения на некоторых фактах из школьной практики.

В одном из четвертых классов был предложен для решения следующий пример: 3 x 2 x 7 x 2 x 5 x 5; при этом учеников предупредили, что необходимо найти наиболее быстрый путь решения.

Продолжение...
 
Формирование навыков

Мы говорили о роли активного, творческого мышления в процессе обучения арифметике. Однако возможность активно мыслить достигается только при условии, если значительная часть известных детям арифметических операций выполняется без особого напряжения, достаточно быстро и тем самым освобождается время для интенсивной умственной работы по отношению к новому, более сложному материалу. Поэтому очень важно при обучении арифметике сформировать такие навыки, которые носят автоматизированный характер, что обозначает переход от осознанного к механическому выполнению действий.

Продолжение...
 
Воспитание младших школьников в процессе обучения математике

Одним из основных принципов российской дидактики является принцип единства обучения и воспитания. Этот принцип осуществляется ив преподавании начальной математики. Для того чтобы конкретно представить себе пути воспитательной работы, связанной с обучением математике, необходимо прежде всего отдать себе отчет в том, каковы специфические особенности дисциплин математического цикла, какие воспитательные возможности заложены в самом учебном материале, с которым детям приходится иметь дело на уроках математики в начальных классах.

Продолжение...
 
Первые шаги в формировании элементов научного мировоззрения

В курсе начальной математики дети встречаются с такими наиболее отвлеченными понятиями, как число, мера, пространственная форма. Дети должны познакомиться со свойствами чисел, с арифметическими действиями и законами, которым эти действия Подчиняются, со взаимоотношениями между ними. И хотя сами эти понятия являются отражением реальных отношений, существующих между различными предметами и явлениями природы, они воспринимаются детьми как нечто формальное, оторванное от жизни. Представление о «сухости» и формальном характере математики, по меткому выражению А. Я. Хинчина, возникает в сознании учащихся «со стихийной неизбежностью».

Продолжение...
 
Развитие познавательных способностей учеников

Значение математики в деле развития у детей познавательных способностей является общепризнанным. Математика требует определенности, строгой последовательности, непротиворечивости и доказательности рассуждений. Она не терпит каких-либо отступлений от требований логики, не допускает таких логических ошибок, как поспешное обобщение, необоснованная аналогия (аналогия, не опирающаяся на необходимый анализ и сравнение сопоставляемых явлений), неполнота классификации и т. п.

Продолжение...
 
Воспитание у детей самостоятельности, инициативы и волевых качеств.

Школа должна вооружить учеников умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения новы вопросов, новых учебных и практических задач. Для достижения этой цели необходимо упражнять детей в самостоятельном применении приобретенных знаний и умений в разнообразных новых условиях и сочетаниях, систематически заниматься выработкой у детей навыков самостоятельной работы.

Продолжение...
 
Воспитание культуры труда

Занятия математикой могут быть с успехом использованы для воспитания у детей культуры труда. Известно, какие высокие требования предъявляет арифметика к точности вычислений, измерений, четкости формулировок, аккуратности записей. Выполняя те или иные вычисления, дети не раз на собственном опыте убеждаются, к каким серьезным ошибкам может привести простая неаккуратность. Стоит только при складывании «столбиком» не совсем точно записать числа одно под другим или нечетко записать цифру, как это порождает ошибки. Как бывает досадно ученику, когда при абсолютно правильном ходе решения трудной задачи он получает неправильный ответ только потому, что, например, нечетко записанную единицу принял при подсчетах за семерку, или, решая сложный пример на умножение многозначных чисел, допустил ошибку в сложений только из-за того, что неаккуратно записал число.

Продолжение...
 
Использование арифметических задач в целях воспитания учеников.

Арифметические задачи могут и должны рассматриваться не только в качестве основы для формирования арифметических понятий, для разъяснения смысла арифметических действий и как упражнения в вычислениях, но и как своего рода короткие рассказы, знакомящие детей на близком, доступном, интересном для них материале с окружающей жизнью. Поэтому по отношению к каждой задаче, так же как по отношению к любому рассказу, который дети читают на уроке русского языка, может быть поставлен вопрос: «Что она дает для воспитания детей?»

Продолжение...
 
Обучение и воспитание должны осуществляться неразрывно

Содержанием уроков начальной математики являются: решение задач, устный счет, письменные вычисления, упражнения в измерении. Задачи имеют определенную тематику — сюжет, фабулу. В их тематике отражается советская действительность: жизнь и труд советских людей, их борьба за выполнение плана, за повышение производительности труда, за экономию материалов и времени, за высокие урожаи, за развитие культуры. Поэтому многие задачи естественно могут быть использованы не только для собственно математических целей, но и для воспитания детей.

Продолжение...
 
Что новенького




Кто на сайте
Реклама
 

© 2009 - 2010 KakNauchit.ru
Использование материалов сайта разрешается только
при наличии письменного разрешения администрации сайта
KakNauchit.ru