KakNauchit.ru  
 
 
 
Главная arrow Методы обучения
загрузка...
История развития методики обучения арифметике

В России первая общеобразовательная школа — «школа математических и навигацких наук» — была открыта на пороге XVIII в. В нее принимали подростков и юношей от 13 до 18 лет. Так как они далеко не все умели читать и считать, то были открыты два начальных класса, в которых учили читать, писать и считать. Это была не столько начальная школа, сколько школа по обучению неграмотных. Поэтому не было необходимости приспособлять курс арифметики к детскому возрасту. Курс этот, составленный Л. Ф. Магницким под названием «Арифметика, сиречь наука числительная», был на высоте требований того времени, хотя и носил, как это было естественно в тех условиях, сугубо догматический характер. Чтобы овладеть его содержанием, приходилось в основном опираться на память. Даже решение задач давалось в готовом виде с расчетом на простое заучивание.

Продолжение...
 
История развития методики обучения арифметике. Руководство Гурьева

Значительный шаг вперед в этом направлении сделал П. С. Гурьев, преподаватель Гатчинского воспитательного дома, реорганизованного в 1837 г. в Гатчинский сиротский институт.

Часть первая «Руководства» Гурьева состоит из трех разделов:

«Первая степень» (действия над числами от одного до десяти), «Вторая степень» (действия над числами от одного до ста) и «Третья степень» (действия над целыми числами вообще). Слово «степень» равнозначно в нашем понимании слову «ступень». Число страниц на каждый раздел книги (40, 74 и 108) вполне соответствует удельному весу каждой ступени в начальном курсе.

Продолжение...
 
История развития методики обучения арифметике. От Латышева к Гольденбергу.

Позднее В. А. Латышев, продолжая путь, намеченный П. С. Гурьевым, подчеркивает большое значение арифметической теории в системе математического образования, необходимость уделять внимание «понятиям о числах и о действиях над различного рода числами (целыми числами, обыкновенными и десятичными дробями)».

В. А. Латышев является своего рода промежуточным звеном между П. С. Гурьевым и А. И. Гольденбергом, который не только подкрепил новыми доводами ту систему обучения, которую наметили его предшественники, но разработал на основе этой системы отличные задачники, вытеснившие многократно переиздававшиеся задачники Евтушевского.

Продолжение...
 
История развития методики обучения арифметике. Понятие натурального числа.

Со времен П. С. Гурьева, как мы показали, методика начального обучения арифметике в основном учитывает в работе с детьми требования теории .действий, обосновывая соответствующие приемы с точки зрения дидактики и психологии. Однако этим не исчерпывается роль арифметической теории при разработке методики преподавания арифметики. Арифметические действия производятся над числами. Не опираясь на достаточно полное раскрытие понятия натурального числа, нельзя правильно построить методику преподавания арифметики.

Продолжение...
 
Методы начального обучения математике

Вопрос о методах начального обучения математике и их классификации всегда служил предметом внимания со стороны методистов. В большинстве современных методических руководств этой проблеме посвящаются специальные главы, в которых раскрываются основные черты отдельных методов и, показываются условия их практического применения в процессе обучения.

Продолжение...
 
Объяснение и упражнение как методы начального обучения математике.

Ознакомление учеников с новым материалом начинается, как правило с объяснения учителем этого материала. В процессе объяснения, в начале его, учитель готовит учеников к активному и сознательному восприятию новых понятий, операций и свойств, стремясь установить внутренние связи вновь приобретаемых знаний с уже имеющимися, включить новый материал в систему уже накопленных учениками сведений, связать учебные знания с жизнью и жизненным опытом детей. С этой целью он стремится восстановить в памяти учеников ранее усвоенные знания, имеющие непосредственную связь с новыми, активизирует жизненный опыт детей с тем, чтобы они видели в новом учебном материале то, с чем встречались в жизни и, наоборот, в своем жизненном опыте находили опору для овладения новыми знаниями; ставит перед учениками усвоение нового учебного материала как некоторую познавательную учебную задачу, как проблему, которую надо решить.

Продолжение...
 
Индуктивный и дедуктивный путь формирования математических понятий

При объяснении нового материала и формировании понятий в начальных классах широко используется метод индукции. Так называется такой путь познания, когда мысль ученика движется от единичного к общему, от частных суждений к обобщениям.

Продолжение...
 
Метод совместного формирования сходных и контрастных понятий

Психологическими исследованиями установлено, что новые знания более четко дифференцируются и более осознанно усваиваются, если они изучаются в сопоставлении со сходными или с противоположными понятиями, ранее усвоенными. В математике много взаимообратных понятий, допускающих широкую возможность сопоставлений: взаимообратных задач, контрастных и сходных операций. Например, вычитание обратно сложению, деление обратно умножению; каждой прямой задаче соответствует обратная задача; увеличению числа противопоставляется операция уменьшения числа; нахождение части числа и числа по части взаимообратны; то же относится к раздроблению и превращению именованных чисел и т. д.

Продолжение...
 
Лабораторный метод

Лабораторно-практические занятия используются преимущественно при ознакомлении учеников с величинами: длиной, весом, емкостью, временем, площадью, объемом и другими, — с их свойствами и способами измерения.

Продолжение...
 
Дидактические игры и занимательные упражнения

Важной предпосылкой усвоения знаний является создание у учеников познавательного интереса я эмоционального отношения к содержанию учебного материала. Верным средством для выработки такого отношения в процессе обучения являются дидактические игры и разного рода занимательные упражнения, возбуждающие интерес и внимание детей.

Продолжение...
 
Самостоятельная работа учеников.

Для сознательного и прочного усвоения знаний очень важно, чтобы ученик в самом начале работы над усвоением того или иного материала, начиная с процесса восприятия, проявлял возможно больше самостоятельности и инициативы. Чтобы создать необходимые для этого условия, некоторый учебный материал полезно давать ученикам для самостоятельного первичного восприятия и осмысливания до того, как он будет объяснен учителем. Самостоятельная работа над новым материалом - это проба сил ученика.

Продолжение...
 
Самостоятельная работа учеников. Творчество и мышление.

Упражнения должны развивать творческую самостоятельность. Это достигается при том условии, если перед учениками ставятся задачи, решение которых требует от них выбора и применения наиболее рациональных способов и приемов вычислений. Для этой цели хороши примеры для устного решения, которые допускают возможность применения нескольких различных приемов решения, когда ученик выбирает наиболее рациональный для данного случая. Таковы примеры на последовательное умножение и деление, на округление слагаемых, на использование переместительного и сочетательного законов сложения и умножения и многие другие.

Продолжение...
 
Элементы программированного обучения

Самостоятельная работа учащихся по математике получает наиболее яркое и полное выражение в так называемом программированном обучении. Существенная особенность такого обучения состоит в том, что учебный материал на основе логического анализа и учета дидактических требований разбивается на мелкие части (шаги, кадры), которые располагаются в строгой логической последовательности. Усвоение каждого такого кадра обеспечивает возможность самостоятельного рассмотрения учеником следующего кадра. Таким образом, ученик шаг за шагом продвигается вперед в изучении нового материала, проявляя при этом наибольшую степень самостоятельности.

Продолжение...
 
Обучение по учебнику арифметики

В начальных классах эта работа имеет некоторые особенности, обусловленные содержанием учебника. По содержанию учебники арифметики, принятые в начальных классах, являются главным образом сборниками задач и упражнений. Теоретического материала (связных текстов, определений, правил и выводов) в них немного. Поэтому в большинстве случаев новый материал излагается учителем без учебника. И только после того, как объяснение дано, обобщение и выводы сделаны, учитель предлагает детям прочитать соответствующее место в учебнике под своим руководством, а потом- самостоятельно и, если нужно, данное правило или определение заучить. Значение такой работы состоит в том, что ученик, читая и усваивая правила и определения, изложенные в книге кратко и точно, развивает свое мышление и усваивает правильную математическую речь.

Продолжение...
 
Применение знаний, умений и навыков на практике

Различают две области применения знаний и навыков: а) применение в учебной работе и б) применение в практической деятельности учащихся. Применение в учебной работе используется уже в процессе упражнений и повторения.

К. Д. Ушинский писал: «Овладев чем-нибудь (при изучении счета), не надо оставлять его без приложения к делу».

Продолжение...
 
Что новенького




Кто на сайте
Реклама
 

© 2009 - 2010 KakNauchit.ru
Использование материалов сайта разрешается только
при наличии письменного разрешения администрации сайта
KakNauchit.ru