KakNauchit.ru  
 
 
 
Главная arrow Малокомплектные школы arrow Самостоятельная работа учеников на уроке
загрузка...
Самостоятельная работа учеников на уроке

Составной частью урока арифметики в малокомплектной школе является самостоятельная работа учеников. Такая работа детей всякий раз должна служить для них этапом продвижения вперед в получении знаний и навыков.

Она может быть предложена в любой части урока. Место ее в уроке зависит от цели урока, его содержания, знаний и навыков учащихся.

Длительность самостоятельной работы находится в зависимости от ее содержания и приемов выполнения.

Содержание самостоятельной работы и цель работы определяют методы подготовки детей к ее выполнению. Самостоятельная работа учеников не должна ограничиваться только задачами тренировки, закрепления или повторения материала. Ее роль значительно шире и глубже: она должна воспитывать у детей умение самостоятельно приобретать новые знания.

Поэтому новый учебный материал нередко дается учащимся для предварительного самостоятельного восприятия и продумывания. И только после этого учитель объясняет новый материал.

«Современная методика — говорится в методическом письме Института методов обучения АПН РСФСР — рекомендует распространить самостоятельную работу на все этапы усвоения знаний по арифметике там, где это возможно и разумно, где позволяет подготовка учеников и содержание самого материала. Таким образом, речь идет о том, чтобы и на этапе первичного восприятия учебного материала имели место элементы самостоятельной работы, но при обязательном соблюдении следующих двух условий:

1. Для самостоятельной работы давать только такой новый материал, к восприятию которого учащиеся подготовлены или предыдущей учебной работой, или же жизненным опытом, материал, который не содержит в себе чего-либо принципиально нового по сравнению с тем, чему ученики обучались ранее.

2. После того как учащиеся самостоятельно доработают над новым материалом, учитель обязан провести серьезную объяснительную работу, в процессе которой углубляется понимание детьми самостоятельно воспринятого, уточняется восприятие, исправляются ошибки, если они допущены, делаются обобщения.

Самостоятельная работа над новым материалом имеет большое педагогическое значение: ученик при этом как бы пробует свои силы, выясняет, что он может и чего не может сделать, что он знает и чего не знает, проявляя при этом высокую активность и сосредоточенность. Если кто-либо из учеников не справится с заданием, то потом он с удвоенным вниманием и повышенным интересом слушает объяснения учителя, ищет в нем ответы на свои недоуменные вопросы, старается преодолеть все трудности, с которыми встретился в процессе самостоятельной работы.

Самостоятельные работы, предлагаемые детям, могут состоять из двух частей: основной и дополнительной. Основная часть предназначается для обязательного выполнения ее всеми учениками; дополнительная — для тех, кто выполнил основное задание ранее намеченного срока.

Каждая самостоятельная работа должна быть хорошо подготовлена.

Подготовка может ограничиваться частью одного урока, а иногда она проходит на ряде уроков.

До начала выполнения задания каждый ученик должен ясно представлять его содержание, внимательно ознакомиться с ним, устранить все неясности с помощью учителя или товарищей. Способы выполнения задания сообщаются учителем, а если они являются для детей новыми, то подробно показываются на конкретных примерах. Если способы выполнения уже знакомы им из ранее выполненных заданий, то учитель только проверяет их путем кратко-то опроса одного-двух учеников. Рассмотрев содержание и приемы .выполнения заданий, ученики вспоминают правила, которые необходимо в работе использовать.

Подготовка детей к выполнению самостоятельной работы часто проходит в процессе беседы, упражнений в устном счете, куда включается повторение необходимых правил. Иногда подготовку учеников целесообразно проводить путем самостоятельного чтения заданий в учебнике или другом источнике с последующим анализом и, беседой. Самостоятельное чтение учащимися заданий является одной из основных форм подготовки их к выполнению самостоятельной работы.

Подготовка может быть подробной или краткой. Если работа сложная и новая по способам ее выполнения, то подготовка детализируется; если же содержание задания аналогично ряду выполненных ранее и не может вызывать затруднений, то подготовка проводится в быстром темпе.

Учитель должен учить детей работать в быстром темпе. Для этого периодически проводятся самостоятельные работы, ограниченные временем, отводимым для выполнения того или иного задания. Это положительно влияет на ускорение работы не только отдельных учеников, но и всего класса.

При выполнении самостоятельной работы детьми учитель должен создать условия для проявления каждым учеником полной самостоятельности при внешнем контроле со стороны учителя. Темп работы у разных учеников разный. Если задание выполняется хотя и медленно, но при полной самостоятельности ученика, то это лучше, чем быстрое выполнение, но с посторонней помощью. Активная и подлинная самостоятельность в условиях малокомплектной школы весьма необходима, так как учитель при наличии нескольких классов не может систематически оказывать помощь каждому ученику.

Однако педагогическая помощь отдельным учащимся нужна. Она может выражаться в различной форме. Некоторым ученикам достаточно дополнительно разъяснить содержание задания, и они приступят к выполнению его уверенно. Другим ученикам нужна помощь, связанная с самим процессом выполнения. Если такая помощь необходима, ее нужно оказать, найдя для этого наиболее эффективные способы.

Если значительное число учеников испытывает в выполнении задания затруднение, самостоятельную работу необходимо приостановить, вновь разобрать конкретные примеры, сделать более глубокий анализ задания и способов его выполнения.

Самостоятельная работа должна проверяться на каждом уроке. Большинство самостоятельных работ проверяется фронтально, некоторые работы — выборочно.

При проверке самостоятельных работ выясняются содержание, способы выполнения иа правила, которыми пользовались ученики при выполнении задания; от них требуются необходимые пояснения. При всех способах проверки следует разумно экономить время, применять тот метод проверки, который для данного вида самостоятельной работы наиболее целесообразен. Важно при проверке учитывать, достигнута ли цель, поставленная учителем перед данной самостоятельной работой.

 
< Пред.
Что новенького




Кто на сайте
Реклама
 

© 2009 - 2010 KakNauchit.ru
Использование материалов сайта разрешается только
при наличии письменного разрешения администрации сайта
KakNauchit.ru