KakNauchit.ru  
 
 
 
Главная arrow Психологические основы обучения arrow Содержание основных дидактических принципов и связь между ними
загрузка...
Содержание основных дидактических принципов и связь между ними

Нередко требования к обучению формулируются следующим образом: нужно обучать так, чтобы усвоение было сознательным, активным, чтобы оно было связано с жизнью. И соответствии с этим выдвигаются и раздельные принципы обучения: сознательности, активности и связь с жизнью. Но, раскрыв психологические закономерности, которые скрываются за этими требованиями, можно убедиться, что эти принципы неразрывно связаны друг с другом: один в качестве необходимого условия предполагает два других, и ведущее место занимает принцип связи с жизнью. В самом деле, усвоить сознательно — это значит понимать, как использовать то, что усваивается, в жизни, каковы возможности применения полученных знаний в практической деятельности. Таким образом, принцип связи обучения с жизнью непосредственно определяет содержание принципа сознательности, а последний, и свою очередь, неотделим от принципа активности, поскольку полная сознательность усвоения может быть достигнута учеником только при условии, если он не пассивно воспринимает новый материал, а активно оперирует им.

Так, например, переместительный закон сложения будет сознательно усвоен учеником лишь в том случае, если ученик неоднократно убеждался на практике, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

Активность оказывает положительное влияние не только на процессы мышления (когда от ученика требуется овладение Понятиями), она повышает также способность к запоминанию и усиливает прочность запоминания.

Активные упражнения в процессе обучения — важнейшее условие сознательного усвоения материала.

При изучении арифметики необходимо пробудить у детей стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более рациональными, более экономными.

Важно при обучении математике пробудить у школьников мысль, вызвать стремление преодолевать трудности в решении разнообразных задач, искать творческие пути решения их. Пробуждение такой деятельности неразрывно связано с формированием стойких интересов, какие обычно называются познавательными, поскольку они связаны с самим процессом познания изучаемой науки.

Здесь опять-таки мы сталкиваемся с принципом активности и сознательности в их тесной связи друг с другом. При этом в содержании этих принципов открывается новая сторона.

Сознательное усвоение предполагает не только работу ума, но активную деятельность всей личности ученика, непосредственное участие его воли, чувств; оно предполагает формирование определенного эмоционального отношения к процессу учения.

Чем выше мастерство педагога, тем лучше он умеет организовать процесс добывания знаний школьниками, достигая при этом не только передачи им необходимой суммы знаний, но и формируя активного человека коммунистического общества.

В этих условиях ученик не только приобретает знания, но он в процессе обучения овладевает методами и приемами добывания и применения знаний.

Именно эти два элемента необходимы для того, чтобы обучение носило развивающий характер. «Пустая голова не рассуждает» (П. П. Блонски), но, с другой стороны, знания могут стать «мертвым грузом», если человек не умеет их расширять и использовать.

Подобного рода умения нужно формировать у младших школьников систематически. Это значительно более трудная задача для учителя, чем простое сообщение знаний, предусмотренных программой.

 
След. >
Что новенького




Кто на сайте
Сейчас на сайте:
Гостей - 1
Реклама
 

© 2009 - 2010 KakNauchit.ru
Использование материалов сайта разрешается только
при наличии письменного разрешения администрации сайта
KakNauchit.ru