KakNauchit.ru  
 
 
 
Главная arrow Проверка знаний arrow Проверка знаний. Письменные контрольные работы
загрузка...
Проверка знаний. Письменные контрольные работы

Контрольные письменные работы проводят по заранее намеченному плану и приурочивают обычно к окончанию изучения темы или раздела программы. После изучения той или иной темы учитель, в зависимости от содержания темы, с помощью письменной контрольной работы может проверить:

  1. умение решать задачи такого вида или типа, какие предусмотрены программой и предварительно решались в классе учениками под руководством учителя или самостоятельно;
  2. умение составлять задачи в 1—2 действия по определенному заданию;
  3. вычислительные навыки;
  4. измерительно-графические навыки и умение применять эти навыки к решению практических вопросов;
  5. знание теоретических вопросов программы.

При проверке умения решать задачи учитель вначале кратко инструктирует детей о порядке выполнения работы, рассказав, как должна быть решена задача: с записью вопросов или с записью только действий, с краткой записью условия задачи и иллюстрацией его или без них; кроме того, учитель может предложить составить формулу решения задачи, сделать проверку. Конечно, все требования в одной контрольной работе ученик не в состоянии выполнить, поэтому в одной работе предлагается одно, в другой — другое, в зависимости от того, что учитель намерен проверить, а также в зависимости от сложности задачи.

В контрольные работы следует вводить и задачи с практическим содержанием, в которых дети могли бы показать умение самостоятельно сделать несложный расчет, составить смету расходов на посещение классом театра, на проведение экскурсии, на содержание живого уголка или построить прямоугольник, провести измерение отрезков и пр.

Приведем несколько примеров таких работ.

  1. Начертите три отрезка: один длиной 5 см, другой на А см длиннее, а третий такой, чтобы его длина была равна длине первых двух вместе. Запишите решение этой задачи (II кл.).
  2. Определите на глаз в дециметрах длину и ширину классной доски (II кл.).
  3. Ученики сельской школы, в количестве 25 человек совершили однодневную экскурсию в город. Подсчитайте стоимость экскурсии, если для каждого ученика на питание надо 50 коп., на транспорт в городе 22 коп. и проезд по железной дороге в один конец 24 коп. (111 кл.) 4. Длина нашего класса ... м, ширина ... м, высота... м. Чему равен объем нашего класса'? (IV кл.).

Проверку умения составить задачу учитель проводит или отдельно (при этом предъявляется требование составить задачу определенного вида или типа, на определенное действие), или совместно с проверкой умения решать готовые задачи, когда ученику предъявляется требование составить задачу, обратную данной, или данную задачу преобразовать в другой вид или другую форму.

Например:

  1. Составьте две простые задачи на вычитание: одну, в которой надо данное число уменьшить на несколько единиц, другую, в которой надо найти разность двух чисел.
  2. 3адача: Учительница раздала ученикам 66 тетрадей. В классе было 15 мальчиков и 18 девочек. Сколько тетрадей получили мальчики и сколько девочки, если каждый мальчик и девочка получили поровну?

Преобразуйте эту задачу так, чтобы спрашивалось, сколько в классе было мальчиков и сколько девочек (для III кл.).

Для проверки навыков в устных вычислениях в I и II классах применяют различные формы:

  1. примеры в одно, два или несколько действий учитель пишет на доске, а ученикам предлагает только записать ответы под теми же номерами, какими примеры занумерованы на доске;
  2. учащимся дают карточки с примерами, в которых ученики должны написать ответы после устного решения;
  3. арифметические диктанты (учитель диктует ряд примеров, ученики решают устно, записывают только ответы). На такие контрольные работы обычно отводят от 10 до 20 минут.

В III-и IV классах проверку умения применять устные вычисления можно соединить с проверкой письменных вычислений. Например, учитель, желая проверить умение детей пользоваться в устных (полуписьменных) вычислениях приемом округления при сложении многозначных чисел и одновременно проверить навыки в письменном сложении, дает пример (2798 + 3100) и предлагает показать сначала, как он решается устно с помощью округления, а затем с помощью письменных приемов. Ученик записывает в тетради сначала так, как он должен решать этот пример с помощью округления (2798 + 3100 = 2800 + 3100 — 2 = 5898), затем числа складывает столбиком.

При изучении переместительного или сочетательного закона сложения или умножения учитель также может соединить проверку устных приемов с письменными, например:

1 ) 3179 + 1706 + 821 + 2294 = (3179 + 821).+ (1706 + 2294) = 4000 + 4000 = 8000 (ученик показывает, как бы он решал устно), а затем 4 данных числа складываются столбиком;

2) 125 x 24 x 8 = 125 x 8 x 24 = 1000 x 24 = 24000, затем ученик столбиком перемножает 125 x 24 и полученное произведение умножает на 8.

Одновременно с проверкой устных и письменных. вычислительных навыков удобно проверить знание определений, правил, приемов устных вычислений общего и частного характера, свойств арифметических действий, правил вычисления площади и объема и т. д.

Например, ученик по правилу сокращенного умножения решает пример: 72 х 25 = 72 : 4 х 100 = 1800, а затем пишет: Делю множимое на 4 и частное умножаю на 100. Или, наоборот, он записывает правило полностью: При умножении на 25 достаточно множимое разделить на 4 и частное умножить на 100

Чтобы проверить, как устные и письменные навыки ученики применяют к решению практических вопросов, то есть чтобы проверить, действительно ли полученные в школе знания стали навыками, помогающими детям решать практические вопросы, учитель дает такие контрольные задачи, в которых требуется составить сметы расходов, например: на освещение классных помещений, на почтовые расходы по пересылке писем в течение учебного г ода; произвести денежные расчеты, подсчитать на счетах и т. п.

В программе требуется, чтобы ученики умели начертить отрезок, прямоугольник, квадрат и некоторые другие фигуры, состоящие из комбинации перечисленных фигур, чтобы умели измерять инструментами и на глаз отрезки, площади, объемы, делать иллюстрации к задачам. Этому надо научить детей и затем проверять их измерительно-графические навыки с помощью контрольных работ.

При подготовке к контрольной работе учитель должен хорошо продумать каждую ее деталь, особенно когда готовится контрольная работа для учеников I класса. На первых порах первоклассников необходимо не только хорошо проинструктировать, но и прорепетировать с ними, чтобы приучить к требуемому порядку. Надо, чтобы дети с первых шагов поняли: контрольная работа помогает им и учителю узнать, что усвоено хорошо, а что недостаточно. С этой целью лучше за первые контрольные работы отметок не выставлять, но по каждой работе устно дать исчерпывающие пояснения, из которых ученику стало бы ясно, что он знает хорошо и что усвоил плохо. Если ученик поймет, что контрольная работа помогает ему в учении, он не будет списывать решение у соседа.

Большое значение во время контрольной работы имеет поведение учителя. Излишние движения, заглядывание в тетради, хождение по классу, резкие замечания отдельным ученикам — все это вредно действует на детей и отвлекает их от основного дела. Учитель должен быть спокоен, деловит и наблюдателен. Все мысли и замечания, которые у него возникают в процессе работы детей, он оставляет до того момента, когда будет делать анализ работы.

Ошибки в письменных и контрольных работах учитель или только подчеркивает, предоставляя затем самим ученикам исправлять их, или зачеркивает неправильно записанное число или фразу и сверху пишет, как надо было написать. Первая форма исправления (подчеркивание ошибки) употребительна главным образом в III и IV классах, отчасти во II классе. В I же классе учитель, зачеркнув неправильно написанное число или слово, четко и каллиграфически правильно пишет то, что ученику необходимо переделать.

Учитель ведет учет ошибок, которые делают его ученики в письменных работах, и принимает меры по ликвидации пробелов теми приемами и способами, о которых подробно рассказано в методических пособиях по арифметике. Оценки за письменные контрольные работы выставляются в соответствии с критериями, изложенными в инструкциях Министерства просвещения.

 
< Пред.
Что новенького




Кто на сайте
Реклама
 

© 2009 - 2010 KakNauchit.ru
Использование материалов сайта разрешается только
при наличии письменного разрешения администрации сайта
KakNauchit.ru